Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • 622036 Свердловская обл., г. Нижний Тагил, улица Газетная, дом 103
  • 8(3435)41-66-82
  • dszvezda-nt@mail.ru

Педагогическая копилка

Общение с природой
Окт 30

Постоянное общение с природой снимает психологическую напряженность, помогает снять стрессы и агрессивность, дает заметный оздоровительный эффект, настраивает на доброжелательное отношение ко всему живому.
Очень важно постоянно показывать детям свой интерес к природе, ее объектам и явлениям, желание познавать их; своим поведением доказывать, что вы не утратили способность удивляться и радоваться зеленой травке, яркому цветку, птице, солнцу, снегу. Под влиянием эмоций взрослого, выражающего восторг, радость, удивление, сочувствие, огорчение, ребенок учится определенным образом относиться к травке, сломанному дереву, голодному животному.
Мы, взрослые, сопровождающие детей, учим их понимать «язык эмоций» — учим присматриваться к лицам и жестам человека, к выражению глаз, улавливать изменения в интонации речи, замечать и понимать различные нюансы ее звучания.
Предлагаю  игры, которые не только развивают умения детей в распознавании различных эмоциональных состояний, обогащают эмоциональный словарь дошкольников, но и способствуют развитию зрительного восприятия цвета, слухового и зрительного внимания, развивают у детей глазодвигательную функцию, прослеживающую функцию глаза, формируют чувство близости с другими, чувства ценности других и самоценности.

ИГРА «СОЛНЦЕ, ДОЖДЬ И ВЕТЕР»
Цель
Развивать у дошкольников внимание, связанное с координацией зрительного, слухового и двигательного анализаторов; развивать мимику и пантомимику
Ход игры
На разные три сигнала (взрослый попеременно показывает картинки — солнце, туча, ветер) дети выполняют соответствующие движения с мимикой на лице.
«Солнце» — подпрыгивают, хлопают в ладошки, улыбаются.
«Туча» — тело напряжено, плечи приподняты, можно обхватить себя за локти и прижать их к телу, на лице грусть, недовольство, так как непри¬ятно от холодного дождя, ведь у детей нет зонта.
«Ветер» — дети немного раскачивают тело из стороны в сторону, на лице спокойствие.
Взрослый обращается к детям: «Смотри не зевай! Солнце, дождь и ветер различай! Что увидишь на картинке, то и проживай!»
Иногда, показывая сигнал, можно специально называть его неправильно, таким образом развивая внимание детей.

ИГРА «ЯБЛОЧНОЕ НАСТРОЕНИЕ»
Цель
Закреплять умения детей в распознавании различных эмоциональных состояний (чувств) по мимике (на рисунках, фото, схемах-пиктограммах); развивать эмоциональный словарь, продолжать учить проживать различные эмоции; развивать цветовосприятие, цветоощущение.
Ход игры
Дети рассматривают красивые необычные яблоки, которые выросли на дереве.
Во время рассматривания яблок взрослый задаёт следующие вопросы,
•    Какое настроение у этого яблока? (Веселое, радостное)
•    Какое чувство оно переживает? (Веселье, радость)
•    Покажи, как радуется веселое яблоко.
(Грустное, печальное — грусть, печаль) испуганное — испуг, страх, тревогу; злое, сердитое, рассерженное — злость, гнев, ярость; недоволь¬ное, хмурое — недовольство; довольное, веселое — удовольствие.)

Бокова Наталья Викторовна, воспитатель детского сада № 52

Тренировка для глаз
Окт 14

В современном мире очень остро стоит проблема нарушения зрения у детей. За последние 100 лет нагрузка на глаза выросла в 20 раз, и они вынуждены работать со значительной перегрузкой. Современные дети, едва научившись ходить, проявляют интерес к цифровым устройствам - таким как смартфоны, планшеты, ноутбуки, они готовы часами проводить неподвижно у прямоугольного экрана, в результате чего происходит перенапряжение чувствительных  глазодвигательных мышц и как следствие различные нарушения зрения.
У детей нарушения зрения вызывают дискомфорт и проблемы в изучении действительности. Могут влиять на сужение общественных контактов, а также существенно ограничивать ориентировку в окружающем пространстве. Также проблемы со зрением могут ограничить выбор деятельности. Важную роль зрение игрет и в обучении ребенка, в социализации. Важно, чтобы с раннего возраста ребенок получал должный уход за глазами.
Согласно методике восстановления зрения профессора Жданова В.Г. можно восстановить зрение на 100% и даже лучше, в любом возрасте, она основана на теории зрения Бейтса и психологическом методе Шичко, уже помогла восстановить зрение многим людям. Методика Владимира Георгиевича настолько проста и понятна, что находит отклик, как в сердцах детей, так и у людей преклонного возраста. Скучные научные термины заменены яркими красочными образами, что делает занятия интересными и познавательными.
Основная задача – это научить детей расслаблять и тренировать глазодвигательные мышцы.
Упражнения на расслабление глаз:
1.    Соляризация глаз на солнце (на свече). Не фокусируясь зрением на источник света, а глядя перед собой, нужно быстро поворачивать голову в разные стороны по горизонтали, при этом источник света должна быть в поле периферийного зрения.
2.    Пальминг. Для выполнения этого упражнения необходимо сложить обе ладошки плотно-плотно, словно вы хотите из них напиться воды. Одну ладошку кладете на пальцы другой, чтобы напоминало «крышу». Глаза нужно закрыть, а сведенными в форме «крыши» ладонями необходимо прикрыть глаза. Глазные щели должны находиться в центре ямочки ладони. Нос должен располагаться между ладоней. Если в таком положении открыть глаза, тогда свет не должен попадать сквозь ладони, то есть не должно быть щелей. При этом упражнении глаза прогреваются теплом собственных рук.
3.    «Приятное воспоминание». Основа для этого упражнения - пальминг. Во время выполнения пальминга необходимо подумать о чем-то приятном, вспомнить счастливые моменты в жизни. Тогда происходит расслабление мышц лица и глаз. Соответственно, эффект от выполнения упражнения увеличивается.
4.    «Большие повороты». Исходное положение – стоя ноги на ширине плеч, руки расслаблены. Совершаем повороты туловища вправо и влево.
5.    «Медвежьи покачивания». Исходное положение – стоя ноги на ширине плеч, руки расслаблены. Совершаем покачивания из стороны в сторону, приподнимая то правую, то левую пятку.
6.    Легкие моргания. Моргать глазами так, как машет крыльями птичка колибри, то есть старайтесь делать это максимально быстро и непринужденно.
7.    Представление чего-то черного закрытыми глазами (черный бархатный занавес в театре).
8.    Смотреть на абсолютно белую поверхность: на абсолютно белую стенку или абсолютно белый лист бумаги, и не желать там ничего не увидеть расслабляет мышцы глаз.

Жуланова Анна Юрьевна, инструктор по физической культуре детского сада № 131

Карты Проппа
Карты Проппа
Апр 5

Карты Проппа - инновационная технология обучения детей дошкольного возраста творческому пересказу и
рассказыванию. Предлагаю использовать метод Владимира Яковлевича Проппа, который  поможет детям в развитии связной речи, творческого воображения и фантазии.

Три принципа  построения сказок:
1.    Постоянными устойчивыми элементами сказки являются функции (или сказочные действия).
2.    Число функций ограничено.
3.    Последовательность функций всегда одинакова.

Этапы работы по освоению карт Проппа:
I этап: знакомим детей с жанром литературного произведения - сказкой; (выявляем  ее отличие от других жанров, выделяем части - присказка, повествование и концовка сказки).
II этап:
1) Знакомим с функциями волшебной сказки и изготавливаем сами карты. Таким образом дети лучше запоминают функции сказки, так как при совместном обсуждении они сами решают, как их обозначить.
2) Читаем сказку и «выкладываем» ее схематично с помощью карт Проппа.
3) Играем с детьми в игры, которые помогают им освоить карты: «Волшебные имена», «Хороший-плохой», «Волшебные или чудесные вещи», «Любимый сказочный герой»,«Чудеса в решете», «Кто на свете всех злее?», «Что в дороге пригодится?», «Четвертый лишний», «Сказочный словарь», «Волшебные слова», «Что общего», «Бюро находок», «Примени символ к сказке».
III этап: пересказываем сказку, опираясь на выложенную схему.
IV этап - обучение сочинению собственных сказок при помощи «волшебных карт».
Детям предлагается набор из 5-6 карт. С детьми оговариваются следующие положения: кто будет главным героем; кто будет мешать герою; кто будет помогать решать ему трудную задачу (волшебные помощники, другие герои); придумать название к сказке; какие зачины и концовки будут использованы; придумывание сказочных слов и выражений; присутствие главных и второстепенных героев, встречи, поступки героев, их нравственные характеристики.
Героем может быть кто угодно и что угодно, во втором случае поможет прием «оживление» - оживить и сделать героем сказки можно даже ложку, гору, берёзу, тетрадку и т.д. Или наделить человеческими чертами животного.
Особенность карт Проппа заключается в том, что, работая с ними, сказка получится гарантировано. Хорошая или плохая – зависит скорее от мастерства сказочника.

Зараменских Анастасия Эдуардовна, воспитатель детского сада № 63

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста
Мар 20

Наиболее активным периодом формирования речи является возраст 3-4 года. В это время ребенок совершает огромный шаг вперед по сравнению со своими прежними речевыми навыками. Как взрослый может помочь ребёнку в становлении речевой деятельности пойдёт речь в данной статье.
Расширяйте кругозор ребенка. Как можно раньше берите его
с собой на прогулки, экскурсии. Рассказывайте ему о том, что
Вы видите. Возьмите за привычку комментировать все, что
вы делаете - это позволит сосредоточить внимание ребенка
на происходящем.
Вовлекайте в диалог. Формирование речи происходит, прежде всего, в диалоге. Развитию диалога помогают:
-    Инсценировки (песенок, стихов, коротких сказок),
-    Ответы на вопросы,
-    Словесные инструкции, команды,
-    Домашний театр («Кормление зверей», «Магазин»).
Заучивание стихов не только способствует формированию ритмических способностей, но и стимулирует потребность проговаривать отдельные слова. Кроме этого, запоминание стихов улучшает память, обогащает речь детей устойчивыми словосочетаниями.
Выученные стихи повторяйте на прогулке, в транспорте, в очереди.
Развитие мелкой моторики. Точные движения пальцев рук - особенно тесно связаны с процессом формирования речи. Для развития мелкой моторики и зрительного восприятия, формирование пространственных представлений, обучения различению предметов по форме и цвету необходимы: кубики, конструкторы, мозаики, сборные игрушки, пирамидки, матрешки, принадлежности для рисования, лепки, шитья.
Поощряйте занятия с этими играми и игрушками.
Чтение книг. Читайте только те книги, которые нравятся Вам. Выбирайте для чтения подлинно художественные произведения. Пусть ребенок видит, какое удовольствие доставляет чтение.
- Познакомьте ребенка с русскими народными сказками
- Читайте и одновременно показывайте картинки.
- Отвечайте только на те вопросы, которые по ходу сказки малыш задает сам.
- Читайте с выражением, меняйте интонацию в зависимости от персонажа.
- Чтобы  ребенок  не терял интерес к книге, упрощайте текст. Показывайте иллюстрации.
- Хорошо если ежедневное чтение вслух войдет в привычку и станет традицией.

Железкова Галина Дмитриевна, учитель-логопед детского сада № 138

Виммельбух
Виммельбух
Мар 5

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Главной задачей развития связной  речи ребенка является совершенствование монологической и диалогической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности, но чтобы достигнуть высоких результатов,  эффективнее использовать нетрадиционные формы работы.
Сегодня очень популярны так называемые виммельбухи - книги для разглядывания. Предлагаю вам познакомиться с вариантом  использования таких книг для развития связной  речи дошкольников.
Такие книги впервые появились в Германии. Первые виммельбухи создал около 40 лет тому назад немецкий художник Али Митгуш. Эти книги сразу завоевали любовь немецких детишек и их родителей. А потом они распространились по Европе, а далее и по всему миру.
Виммельбухи имеют свои отличительные особенности. «Классический» виммельбух достаточно большой, формата А2, но существуют и более компактные варианты. Количество разворотов небольшое — от  5 до 10, напечатанных на плотном картоне. Количество деталей на страницах просто зашкаливает, буквально каждый сантиметр пространства задействован художником и может принимать участие в какой-то истории. В таких книгах совсем нет текста, или же его очень мало – чаще всего предлагаются различные задания (отыскать какого-либо персонажа или предмет, сосчитать их и т.п.). Виммельбухи рассчитаны на возраст детей от 2 до 7лет.
Сначала в нашей стране были лишь виммельбухи, привезённые из-за границы, затем  появились книги русских авторов (Багин Петр Иванович, Тамара Александровна Саввушкина, Елена Алексеевна Запесочная и другие).
Предлагаю вам несколько советов по организации работы с  виммельбухом для развития речи дошкольников:
    находить знакомые предметы и героев – развиваем понимание обращенной речи, расширение пассивного словарного запаса;
    называть предложенные предметы и персонажей – расширение активного словарного запаса;
    подобрать признаки предметов, сосчитать предметы одной категории или героев – формирование лексико-грамматических категорий;
    составлять предложения и целые  истории с персонажем – кто он, откуда и куда идет, кого встретил, что делает – развитие фразовой и связной речи.
Виммельбухи развивают связную речь, учат составлять рассказы, вести диалоги. Таким образом, виммельбухи  являются гениальной находкой и для педагогов, и для  родителей.

Чернавских Татьяна Павловна, учитель-логопед детского сада № 94

Маленькие волшебники
Маленькие волшебники
Фев 28

Нетрадиционные техники рисования развивают творческое начало ребёнка, его одарённость и креативность. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Поэтому при организации изобразительной деятельности «рисование» можно и нужно использовать разные материалы и нетрадиционные техники рисования.

Малыши очень любят:
- рисовать пальчиками,
-делать рисунок собственной ладошкой,
-ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок,
- рисовать на бумаге разных размеров и цветов, на ткани, дощечках и других материалах.
Листы бумаги, ватмана можно расположить не только на столе, но и на полу, с тем, чтобы дети имели возможность для свободных разнообразных действий, рисуя рядом друг с другом. Один малыш может выбрать для рисования карандаш, другой – мелок, третий – губку, пропитанную краской. В такой ситуации создаются благоприятные условия для налаживания совместной деятельности, подражания действиям друг друга и освоения новых материалов для изобразительной деятельности.                                                      

Детям старшего дошкольного возраста нравятся более необычные виды рисования. Например:
«Волшебный рисунок»
Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может быть целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой. Не нужно беспокоиться, если при рисовании начнут крошиться свечи или мыло. Это зависит от их качества.
«Рисование расческой»
Понадобится расческа с частыми зубчиками. Наносим разноцветную краску (рядом друг с другом) на лист бумаги в форме капли. Затем расческой проводим по всем каплям краски, соединяя и размазывая их. Получается потрясающая радуга. Так же можно рисовать разные узоры, добавляя капли и водя расческой в разные стороны.
«Рисование воздушно-пузырчатой пленкой»
При помощи этого чудесного материала можно очень просто нарисовать падающий снег. На пленку наносим белую или бледно-голубую краску и прикладываем ее к листу бумаги с рисунком. При помощи этой техники можно сделать необыкновенный фон для зимней аппликации.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Соколова Наталья Юрьевна, воспитатель детского сада № 94
            

Роль театрализованных игр в развитии речи детей раннего возраста
Роль театрализованных игр в развитии речи детей раннего возраста
Фев 22

Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В активизации речевой деятельности детей раннего возраста играет огромную роль театрализованные игры. Они стимулируют активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к  игре в группе из трех - пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.
Среди условий, благоприятных для развития речи через театрализованные игры, нужно назвать следующие:
- Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений.
Предпочтение надо отдавать произведениям с понятной для ребёнка моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками. В наибольшей степени таким требованиям отвечают сказки. Сказки легко обыгрывать, так как они построены на коротких диалогах персонажей, содержат повторы ситуаций. Герои сказок вступают в определенные взаимоотношения, в которых проявляются особенности характера, мысли, чувства.
- С раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него.
Почаще обращатъся к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе и таким, которые побуждают ребенка к диалогу («Был сапожник? - Был. - Шил сапожки? - Шил»);
-Знакомить детей с сюжетными игрушками, когда взрослый показывает и называет разнообразные действия с ними (кукла идет, поет, танцует и т.д.).
Речь взрослого должна быть интонационно выразительной. Одни и те же слова при последующих повторениях можно произносить, меняя интонацию, силу голоса и темп произношения. (Миша идет по дорожке: «топ- топ- топ». Волк: «топ – топ – топ». Лисичка: «топ - топ - топ».)
- Воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной деятельности.
С этой целью создавать специальные ситуации, в которых персонажи кукольного театра, образные игрушки вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки. Например, зайка (игрушка, надетая на руку взрослого) пришел знакомиться с ребенком, читает ему стихи и т. д. На игры маленьких детей стимулирующее влияние имеет показ инсценировок знакомых им стихотворений.
В подготовке к самостоятельной творческой игре в развитии воображения, речи большую роль играют подвижные игры с ролью. Малышей необходимо научить действовать от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, перевоплощаться в собак, кошек и других знакомых животных. С этой целью можно проводить игры «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата» и т.п. Полезно проводить игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально взрослый сам проговаривает и сам проделывает движения, а ребенок слушает и смотрит. Затем они точно выполняют движения соответственно тексту. Например, «Зайка серенький сидит и ушами шевелит…»

Бокова Наталья Викторовна, воспитатель детского сада № 52

Развитие логического мышления у дошкольников
Развитие логического мышления у дошкольников
Янв 28

Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, и одной из главных задач педагогов научить ребенка творчески мыслить, развить умственные способности детей, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности. Интеллектуальный труд очень нелегок и главная форма организации детской деятельности – игра. С детьми нужно и важно играть.
Мышление развивается в три этапа: наглядно-действенное (когда ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) - это основной вид мышления ребёнка раннего возраста; наглядно-образное (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) - является основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста; словесно-логическое (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) - этот вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте.
Логическое мышление  является высшей стадией развития мышления.
Предлагаю вашему вниманию игры на развитие логических приемов мышления у дошкольников:

Игра «Волшебники».
Цель: развивать мышление, воображение. Игровой материал и наглядные пособия: листы с изображением геометрических фигур.
Описание: детям раздаются листы с изображением геометрических фигур. На их основе необходимо создать более сложный рисунок. Например: прямоугольник - окно, аквариум, дом; круг - мяч, снеговик, колесо, яблоко. Игру можно провести в форме соревнований: кто придумает и нарисует больше картинок, используя одну геометрическую фигуру. Победителю вручается символический приз.

Игра «Все, что летает».
Цель: развивать логическое мышление.
Игровой материал и наглядные пособия: несколько картинок с различными предметами.
Описание: предложить ребенку отобрать предложенные картинки по названному признаку. Например: все круглое или все теплое, или все одушевленное, что умеет летать.          Игра «Полезно - вредно».
Цель: развивать мышление, воображение, умение анализировать.
Описание: рассмотреть какой-либо объект или явление, отмечая его положительные и отрицательные стороны, например: если идет дождь - это хорошо, потому что растения пьют воду и лучше растут, но если дождь идет слишком долго - это плохо, потому что корни растений могут сгнить от переизбытка влаги.

Игра «Вспомни быстрее».
Цель: развивать логическое мышление.
Описание: предложить ребенку быстро вспомнить и назвать три предмета круглой формы, три деревянных предмета, четыре домашних животных и т. п.

Игра «Из чего сделано»
Цели: развивать логическое мышление; закреплять умение определять, из какого материала изготовлен предмет.
Описание: воспитатель называет какой-либо материал, а ребенок должен перечислить все то, что можно из него сделать. Например: дерево. (Из него можно сделать бумагу, доски, мебель, игрушки, посуду, карандаши.)
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. И наша задача - помощь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность к активной деятельности, «дать» пищу уму ребенка.

Табунова Елена Анатольевна, воспитатель детского сада № 52

Что такое детское проектирование?
Что такое детское проектирование?
Ноя 12

С младенчества ребенок — первооткрыватель и исследователь окружающего мира: он тянется, берет, ощупывает, рассматривает, пробует на вкус и прочность, т.е. изучает. С пятилетнего возраста познавательная активность ребенка возрастает, его познавательные интересы распространяются на все и всех в его окружении. Ваш малыш все чаще задает вопросы: «Почему? Где? Зачем? Кто? Как?» Вот где необходимы мудрость, находчивость и терпение взрослых.
Как считают психологи, наряду с репродуктивной деятельностью (действия по образцу), у детей возникает способность обнаруживать проблему, ставить задачу, планировать действия, оценивать свою умелость или неумелость и находить точное, а иногда и вполне нетривиальное решение. Важно отметить, что и творческое мышление лежит в зоне ближайшего развития детей дошкольного возраста. При этом решение задач включает в себя и детское проектирование, в котором в качестве решения вводится новая норма: именно в ходе такой работы с детьми формируется способность ребенка оценивать результативность предпринятых действий, что является ростком рефлексии, т.е. готовит ребенка к учебной деятельности.
Так что же такое проектирование, о котором так много говорят в последнее время? С точки зрения дошкольного образования — это комплексная деятельность, участники которой автоматически (без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов) осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социально-политических (Е.С. Евдокимова). Другими словами, это разнообразная (интегрированная) деятельность по достижению определенной цели.
Проектирование отличается от решения проблемы (теоретическое, мысленное проектирование) тем, что в результате его предполагается продукт проектной деятельности и его дальнейшее использование. Например, проведение семейного детского праздника, где в результате совместных (взрослых и детей) обсуждений:
— продумываются шаги по достижению цели;
— определяются сроки и состав участников и приглашенных;
— намечается содержание (поиск информации) и фиксируется план-сценарий проведения;
— распределяются обязанности и роли каждого;
— составляется список и приобретается все необходимое.
Ребенок еще мал и не может самостоятельно сформулировать проблему, в этом ему помогают взрослые. В каком поле их искать? В практике дошкольной педагогики условно выделяются четыре группы проблем: семья, природа, рукотворный мир, общество и его культурные ценности. Темами совместного проектирования могут быть:
- альбомы с рисунками, фотографиями и рассказами на темы: «Мой любимый братик», «Как мы отдыхали на даче», «На выставке цветов», «Домашние любимцы», «Путешествие на море» и др., которые можно часто рассматривать, показывать родственникам и друзьям;
- сочинение «Сказки нашего дома», составление карты своего района или города с описанием, рисунками и фотографиями достопримечательностей;
- изготовление макета по русским сказкам;
- домашние выставки: «Умелые руки», «Красивое — своими руками», «Открытки к празднику», «Детская мода», «Путешествие в страну бабочек» и др.

Пантюшева Оксана Анатольевна, воспитатель детского сада № 52

Время играть
Время играть
Окт 8

Вы часто ездите со своим малышом в машине?  Вы собираетесь в большое путешествие?
Тогда вам помогут скоротать время игры, предложенные в этой подборке. Эти игры развивают внимание, наблюдательность, мышление, память. Они не требуют специальной подготовки, атрибутов,  не отвлекут папу от вождения.  В них, конечно же, можно играть и в любой другой обстановке.

Слова на заданную букву.
Пусть ребенок выберет любую букву. Наблюдая из окна, попробуйте по очереди поискать объекты, начинающиеся на эту букву. Например , буква Т: транспорт, труба, такси, телефон, тротуар, трасса, трамвай и т.д.

Слова  на  какую –либо тему.
Выберите какую-нибудь категорию одушевленных и неодушевленных предметов. Например, животные, одежда, деревья, или все съедобное, или транспорт. Называйте слова по очереди до того, кто скажет последнее.

Дорожные загадки.
Задумайте какой-нибудь предмет и попросите ребенка угадать, что это такое. Дайте ребенку подсказку ( например, опишите признаки предмета или как   его используют). Если малыш не отгадает, подскажите еще раз до тех пор, пока не назовет правильный ответ.  Например, вы выбрали слово « Дорога», первой подсказкой  может быть « Ее нельзя перебегать»,  или « Ее можно переходить на зеленый свет», затем « По ней едут автомобили».

Счет в дороге.
Можно считать предметы по пути следования.  Например, сколько встретится светофоров. или мам с колясками, или сколько бабушек переходят дорогу…

Бабушка положила в чемодан.
Эта  игра развивает память, внимание и фантазию. Начните свой рассказ так: « Бабушка положила в чемодан панаму». Теперь очередь ребенка . Он должен повторить ваши слова и добавить что-то свое « Бабушка положила в чемодан панаму и очки».  и так  по очереди повторяйте весь рассказ с самого начала, добавляя в конце новый объект. Сколько предметов вы можете запомнить к моменту завершения игры?  В этой игре дети обычно выигрывают у взрослых.

4 лишний.
Назовите ребенку 3 слова из одной категории и одно из другой. Пусть малыш определит лишнее слово. Например, « самолет, мотоцикл, автобус, грузовик». Пусть ребенок объяснит все варианты, почему он считает слово « лишним».

Мезенина Наталья Дмитриевна,педагог-психолог детского сада № 131

Общаясь - развиваем!
Общаясь - развиваем!
Сен 25

Известно, что успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира. Он воспринимает действительность, разноцветную, звучащую, по-разному пахнущую, различную по форме, размеру, вкусу, восприятию на ощупь.
Словарный запас в основном формируется в семье и складывается к 6-7 годам. Дальше ребенок будет «добирать» новые слова за счет прочитанных книг, услышанных и усвоенных на экскурсиях и занятиях, при обучении рассказыванию, во время словесных игр.
Даже сама природа располагает к тому, чтобы найти время к интересному общению. На дворе стоит прекрасная пора «бабьего лета», первый осенний месяц сентябрь.
Предложите малышу игры и упражнения, направленные на расширение и активизацию словаря, формирование грамматического строя речи.
По дороге домой. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть и назвать части дерева. А после подобрать «красивые слова», которые отвечают на вопросы какой? какая? какие? Ствол (какой?) толстый, высокий, стройный и т.д.

Загадай – мы отгадаем. Составление загадок – описаний.
Например, гуляя в лесу, обратите внимание на сосновые и еловые иголки, вспомните, что иголки бывают швейные, медицинские, иголки у ежа.
Необходимо учить детей различать и подбирать слова близкие и противоположные по значению слова (антонимы и синонимы).

Скажи наоборот. Взрослый называет слово, а ребенок – противоположное ему по значению: большой-маленький (лист), толстый-тонкий (ствол), легкий-тяжелый (лист и прутик).

Продолжи цепочку. Взрослый называет одно два слова, а ребенок продолжает: день пасмурный-дождливый…; веселый-озорной-смешной (паучок); старый-дряхлый (пень)

Продолжи предложение. В сентябре идут дожди холодные, мелкие, моросящие…
Листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холоднее, а потом и на нижних ветках. И вот уже ветер срывает листочки. Предложите ребенку подобрать различные слова, отвечающие на вопрос какой? (желтый, легкий, березовый). Подберите слова-действия, отвечающие на вопрос-что, делает? (кружится, ложится, стелется, опускается).
В конце сентября начинаются заморозки. Лужицы покрываются корочкой льда, на траву и кусты ложится серебристый иней. Рассмотрите с малышом это явление. Предложите подобрать слова-действия (лег, упал, засеребрил и т.д.).
Собираются в стаи, готовятся к отлету в теплые края журавли, грачи и кукушки. Последними улетают гуси, утки и лебеди. Предложите ребенку порассуждать, почему сентябрь зовут «месяцем птичьих стай». Обратите внимание на то, кто из птиц улетает «клином», «стаей».

Не упускайте этот замечательный период детского словотворчества!

Дудакова Людмила Геннадьевна, учитель-логопед детского сада № 52

Особенности развития фонематических процессов у дошкольников
Особенности развития фонематических процессов у дошкольников
Мар 23

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье. Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять большое внимание. В настоящее время ситуация усугубляется тем, что все большее количество дошкольников страдает нарушениями речевого развития. Однако часто в дошкольных учреждениях на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения, и недооцениваются значение формирования слоговой структуры слова, умение слышать и различать звуки речи.
Понятие «фонематический процесс» включает в себя фонематическое восприятие, фонематический слух, фонематические представления, фонематический анализ и синтез, поэтому логопедическая работа по развитию у детей фонематических процессов условно делится на 6 этапов:
I. Этап: узнавание неречевых звуков.
II. Этап: различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.
III. Этап: различение слов, близких по звуковому составу.
IV. Этап: дифференциации слогов.
V. Этап: дифференциации фонем.
VI. Этап: развитие навыков фонематического анализа и синтеза.
Поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников, на каждом этапе коррекционной работы использую комплекс игр и игровых упражнений по формированию фонематических процессов у дошкольников. Для этого подобрала и оформила картотеку.
1. Игры, направленные на развитие слухового внимания
«Узнай по звуку», «Что звучит?», «Найди по звуку», «Помоги Незнайке», «Тихо - громко», «Жмурки с колокольчиком»
2. Игры на развитие речевого слуха
«Угадай, чей голосок», «Исправь ошибку», «Встречаем гостей», «Кукушка», «Угадай, кто я»
3. Игры на различение слов, близких по звуковому составу
«Будь внимателен», «Повтори правильно», «Парные картинки», «Третий – лишний», «Найди пару», «Подскажи словечко»
4. Игры, направленные на дифференциацию слогов
«Повтори правильно», «Рыбалка», «Сложи цветок», «Телеграф», «Какой слог лишний?», «Эхо»,  «Испорченный телефон»
5. Игры, направленные на дифференциацию звуков
«Не ошибись», «Узелки», «Птички на дереве», «День-ночь», «Ромашка», «Жужжит – звенит», «Шипит – свистит» и т.п.
6. Игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза слова, определение характеристики звуков
«Угадай-ка», «Три медведя», «Составь поезд», «Гусеница», «Строим дом», «Собери бусы», «Магазин», «Чудесный мешочек»
Реализация такой системы игр и  игровых приёмов повышает эффективность предупреждения и преодоления нарушений фонематических процессов, оптимизирует процесс коррекции речи, что в дальнейшем поможет ребенку в усвоении школьной программы.

Чернавских Татьяна Павловна, учитель-логопед детского сада № 94.

Почему малыш не слушается?
Почему малыш не слушается?
Мар 15

Многие родители сталкиваются с тем, что ребенок становится просто неуправляемым и все делает наоборот. Всякий контакт с ним приводит к скандалу.  За скандалом следует наказание. За наказанием – обиды и потеря доверия. Эти проблемы растут, как снежный ком: родители кричат, ребенок перестает слышать спокойную речь, его жестоко наказывают, наказание не «помогает», ребенок врет, изворачивается. Все родители желают счастья своим детям. Но далеко не всем удается сохранить с ними взаимопонимание, доверие и любовь. Выбор методов воспитания- за взрослым человеком и пожинать плоды воспитания тоже ему.
Психологами были выделены четыре основные причины нарушения поведения детей, в том числе и их нежелания выполнять требования взрослых:
•    Недостаток внимания. Ребенок не получает того количества внимания, в котором нуждается. Родителям часто не хватает времени и сил, чтобы уделить время для игр, разговоров, занятий с ребенком, но для того, чтобы его наказать или поругать - они время найдут.
•    Борьба за самоутверждение. Непослушанием ребенок проявляет свою самостоятельность, свой выбор, протестует против чрезмерной родительской опеки. Это происходит в том случае, если родители пытаются предупредить каждый шаг ребенка.
•    Желание отомстить. Мы часто не замечаем, что тот или иной  наш поступок пошатнул веру малыша в нас, нанес вред доверию и чистоте наших отношений. Что- мы пообещали и не выполнили, договорились держать что-то в секрете- но тут же по телефону: « А мой-то…» Несправедливо наказали, не выслушали объяснения и т.д. и ребенок начинает действовать по принципу: «  Вы мне сделали плохо, а я -вам».
•    Потеря веры в собственный успех.  Если взрослые повторяют ребенку, что он бестолковый, у него кривые руки, что он будет всю жизнь работать дворником и ничего не добьется, ему ничего не остается, как всем своим поведением подтверждать сложившееся о нем мнение.
Самое важное - понять, что ребенок делает что-то не так не вам назло. Его поступок вызван вескими причинами, разобраться в которых - задача взрослого.
Если вы раздражены, то непослушание, скорее всего, вызвано борьбой за ваше внимание. Если переполнены гневом – то ребенок пытается противостоять вашей воле. Если поведение ребенка вас обижает, то скрытая причина – месть. Если вы находитесь во власти безнадежности и отчаяния, то ваш ребенок глубоко переживает свою несостоятельность и неблагополучие.
Обратитесь к собственным чувствам, и тогда вы поймете причину непослушания вашего ребенка.

Мезенина Наталья Дмитриевна, педагог-психолог детского сада № 131

Лего-конструирование для малышей
Лего-конструирование для малышей
Мар 7

Конструктор Лего – давно уже легендарный бренд: интерес детей к нему не затухает много десятилетий – с момента его появления в Дании в 1949 году.
В педагогике Лего-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Посредством использования Лего-конструктора можно эффективно решать образовательные задачи, реализуемые в детском саду.
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Одна из основных целей в лего-конструировании – научить детей эффективно работать вместе. Лего позволяет: создавать совместные постройки, объединённые одной идеей, одним проектом. С помощью использования этой технологии формируются: умение сотрудничать с партнером, работать в коллективе. Развиваются способности ставить цели, инициатива, способность доводить дело до конца, стремление отстаивать свои идеи, лидерство.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
В процессе лего-конструирования у дошкольников развиваются математические способности и формируются сенсорные представления: дети пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляют необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину, закрепляют понятия: «высокий - низкий», «широкий - узкий». Дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность, ориентируются в пространстве.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. В процессе конструирования из Лего, дети общаются, договариваются, рассуждают, учатся отстаивать свою точку зрения, при этом расширяется словарный запас, умение задавать вопросы, развиваются диалогическая и монологическая речь. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объемному образу декораций из конструктора, помогает ребенку осознать сюжет, что делает пересказ развернутым и логическим. С детьми можно рассказывать знакомые сказки и сочинять свои сказки и истории, конструируя сюжеты из Лего.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ  
Лего-конструктор приходит на помощь при подготовке к детской театральной постановке. Сначала дети могут создать своих героев из конструктора, а затем озвучить их.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Помимо мелкой моторики обеих рук Лего-конструирование также способствует развитию крупной моторики. Конструктор Лего можно использовать как инвентарь для проведения занятий по физической культуре. Для корригирующей гимнастики и профилактики плоскостопия можно использовать коврики из Лего-конструктора. Данные коврики будут массировать стопы ног за счет выпуклой формы деталей Лего, а также будут привлекать детей своей яркостью за счет разнообразной цветовой гаммы.

Солдатова Алена Викторовна, воспитатель детского сада № 20

Лэпбук – учитель и друг или «Чудо- папка»
Лэпбук – учитель и друг или «Чудо- папка»
Фев 12

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования и увеличением количества детей с речевыми патологиями,  учителям – логопедам приходится искать новые подходы, идеи, формы и методы в педагогической деятельности, которые  были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали  образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.
Что такое лэпбук, зачем он нужен педагогам?
Лэпбук  (lapbook) – в дословном переводе с английского языка лэпбук  означает «книга на коленях». Он представляет собой папку или другую прочную картонную основу, на которую наклеены маленькие книжки (мини книжки — простые и фигурные, в виде кармашков, гармошек, белочек, стрелочек и т.д.),  в которых организован и записан изучаемый материал. Было бы даже правильнее определить лэпбук не как средство обучения, а как особую форму организации учебного материала.
У детей с речевыми патологиями речь самостоятельно не развивается. Страдает процесс накопления слов и оперирования ими в речевой деятельности. Путь исправления звукопроизношения трудный и длительный. Как правило, у дошкольников этой категории страдают и познавательные процессы: память, внимание, восприятие, мышление.
Решение данных проблем – одна из задач использования лэпбука в коррекционной  работе.
Такая интерактивная папка позволяет:
•    пополнять словарь детей и расширять «семантические поля» значений слов;
•    ускорить и сделать более привлекательным процесс автоматизации и дифференциации звуков;
•    формировать грамматические категории;
•    развивать связную речь;
•    формировать психологическую базу речи;
Лэпбук можно использовать  на индивидуальных и подгрупповых занятиях по коррекции звукопроизношения, для формирования лексико - грамматических категорий и развития связной речи. А также предлагаю детям использование в свободной деятельности для автоматизации поставленных звуков.
Лэпбук - это современная эффективная технология обучения, отличный помощник в работе учителя – логопеда, а также эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.
      
Чернавских Татьяна Павловна, учитель-логопед детского сада № 94

Формирование правильной осанки у дошкольников
Формирование правильной осанки у дошкольников
Янв 22

Осанка – привычное положение тела человека во время движения и покоя – формируется с раннего детства в процессе роста, развития и воспитания.    Различают осанку правильную, сутулую, лордическую (круглая спина), а также ассиметричную.
Благодаря наличию физиологических изгибов (шейного и поясничного лордозов, грудного и крестцово-копчикового кифозов) позвоночный столб человека имеет рессорные свойства, предохраняющие  головной и спинной мозг от сотрясений.
В дошкольном возрасте осанка имеет еще неустойчивый характер. В период вторичного вытягивания, когда резко усиливается рост тела ребенка в длину, характерна диссоциация в развитии костей, суставов, вязок и мышц ребенка. Эта диссоциация уменьшается по мере снижения темпов роста ребенка, так как к его окончанию осанка человека стабилизируется.
Исправление дефектов осанки достигается с помощью специальных упражнений.            
Предлагаю ознакомиться с примерными упражнениями:
1. Ходьба с предметом на голове.
2. Ходьба на низких и высоких четвереньках с предметом на пояснице.
3. Колено – локтевое ползание по гимнастической скамейке.
4. Перекаты со спины на живот.
5. Перекаты по позвоночнику вперед – назад в положении группировки.
6. «Самолеты» на фитболе – лежа животом на фитболе, прогнуться в спине, руки в стороны, ноги – стоя на коленях.
7. «Мостик» - лежа на спине, руки под головой, ноги на фитболе. Прогнуться в спине, удержать равновесие на счет 8.
8. Вис на перекладине.
Занятия по профилактике нарушения осанки необходимо проводится не менее 3 раз в неделю. В конце проводится подвижная игра и сеанс релаксации, лежа на мягком покрытии под спокойную музыку.

Денисова Наталья Владимировна, инструктор по физической культуре детского сада № 138